Николай Викторович Дочкин (1935-2015)

Народный художник РФ. Почетный гражданин Тверской области
Суббота, 27.04.2024
Главная » 2015 » Ноябрь » 15 » «Гений» - это привычка, которую кое-кто усваивает
13:50
«Гений» - это привычка, которую кое-кто усваивает

Тверское отделение Союза художников России с прискорбием сообщает, что ушёл из жизни один из самых одарённых живописцев нашей эпохи — Николай Викторович Дочкин

Сегодня его с полным правом можно поставить в ряд лучших российских художников нашего времени, несмотря на то, что «великой», всемирной славы, к которой так часто стремятся и, надо отметить, получают посредственности, он не приобрёл. Почётным званием народный художник Николай Дочкин, конечно, гордился, но больше, чем наградившие его, знал, чего он достоин. Он не умалял своих достижений, но при этом, никогда не останавливался в поиске, в работе, добиваясь в живописи, всё большего совершенства.

Когда мы с ним делали его персональную выставку в мае этого года, он часто повторял: «Не бросай меня, ведь эта выставка последняя». Я, как могла, разубеждала его в этом, но было очень горько, выглядел он слабым и больным, хотя на живописи это, практически, не отражалось. Не хотелось верить, что большая его выставка, действительно, станет последней. Но о том, что он уйдёт совсем, мыслей не было, а, вот случилось… Ещё слышу его голос, и, наверное, долго буду ждать, таких привычных телефонных звонков.

С первых шагов в искусстве он шёл не в ногу с заданными программами. Даже исполняя государственные заказы, проявлял характер и не отрекался от самого главного в личном понимании творческих задач – индивидуального подхода к теме и её свободного, раскованного живописного выражения. На первых выставках, имеющий свой стиль, идущий «в другую сторону» художник представлял работы, казавшиеся неоднозначными и чужеродными. Но последующие многочисленные персональные выставки выявили подлинный масштаб его дарования и во многом драматическое звучание его, на первый взгляд, лирических, иногда просто камерных произведений.

Профессиональная жизнь Николая Дочкина в целом складывалась удачно. Судьба к нему была благосклонна. Она свела его с замечательными преподавателями, что оказало огромное влияние на формирование, становление и выбор честного и прямого пути в искусстве. Но всё воспринятое от учителей и, почерпнутое из мировой истории искусства вошло в энергетическое поле самого художника, приобрело индивидуальный характер. Сильное личностное начало, своё видение, свой почерк стали навсегда основой творчества Николая Дочкина. Обращение к разным жанрам – тематической картине, портрету, пейзажу, натюрморту рано выявило его умение синтетически, обобщённо мыслить и глубоко чувствовать. На первый взгляд, следование натуре – основа художественного метода Николая Дочкина, его образный мир устойчив, но всё увиденное подвергалось им значительной трансформации, в которой и выявлялась глубинная суть любого выбранного мотива, Все его работы отличает удивительная эмоциональная точность. Важным элементом в общей гармонии произведений в последние годы стало бережное отношение к пространству и виртуозное воплощение пространственной среды, что давало мастеру ощущение полной свободы. Истинный художник, каким и был Николай Дочкин, послушен своему внутреннему голосу, он всегда имел своё собственное видение и суждение. Острота переживания, чувство реальности, близкое ощущение вечности бытия вдохновляло художника на подвиг жизни и творчества в нашем мире не только любви, но, в большей степени, жестокости и зла. Он успел открыть для себя глубины самопознания  и миропонимания.

В его пейзажах и натюрмортах последних лет всё больше проявилась своя, выстраданная «концепция», по законам которой, художник, практически, перестал стремиться к внешнему тождеству объекта и изображения. Главное для него – это живопись, как таковая. В живописи – в цвете, в глубинном свечении красок, в энергетике, а больше в фактуре, в её густом красочном взрыхлённом тесте, в плотном или лёгком, но всегда свободном касании кисти и была вся жизнь, радостная, или трагичная, всегда  многообразная, глубокая и чувственная. Его работы последних лет — это эстетика чистой живописи, заключённой в одухотворённости самой живописной работы, её творческой последовательности и единства. Эта живопись заставляет всматриваться в неё, прослеживать мазок за мазком, то, увязая в плотности, то, скользя по тонко выписанной, прозрачной фактуре холста и получать сильнейший эмоциональный заряд от удивительного, уникального творчества необыкновенно одарённого художника Николая Дочкина. Незаменимые люди есть, тем более художники. Когда уходит такой мастер, как Дочкин, жизнь становится беднее. К нему, как к личности неординарной и сверх одарённой, при жизни и коллеги, и зрители относились по – разному, что закономерно, но большинство его понимали и любили. Как же иначе, ведь гениален он был не только как живописец, но и как человек. Близким людям он всегда был открыт, добр, заботился о друзьях и родных. Не могу представить, что никогда уже не увижу его в гостеприимной мастерской, где мастер не только покажет новые вещи и поспорит с пришедшим гостем об искусстве, часто не стесняясь в выражениях, но и накормит, обогреет, поддержит. Очень жалею, что так и не нашла времени забежать к нему после его последнего сентябрьского звонка мне. Но, кто же, мог знать, что именно этот звонок последний? А знать надо, надо помнить, что жизнь наша коротка и утекает, как песок сквозь пальцы. После ухода Николая Дочкина осталось большое наследие достойное пристального изучения, а многие работы — экспозиций больших музеев.

Марина Сафонова, искусствовед, член СХР

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 515 | Добавил: admin | Теги: Тверь, Некролог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавить свой комментарий
(следуйте пунктам 1-2-3-4-5):


1. Введите Ваше имя *:
2. Введите Email* (Ваш e-mail НЕ будет отображаться на сайте):
3. Введите Ваше сообщение:
4. Введите код с картинки (антиспам-защита)* перед сохранением комментария:
5.