Николай Викторович Дочкин (1935-2015)

Народный художник РФ. Почетный гражданин Тверской области
Понедельник, 19.08.2019

ЦВЕТЫ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАСТЕРА

Пейзажист Николай Дочкин пишет живые цветы, благоухающие в палисадниках, выражая особый восторг,ликование перед красотой и волшебством Природы ("Из какого-то семечка вырастают удивительные цветы... Как на них можно смотреть равнодушно?!")

 

   



Пейзажист Николай Дочкин пишет собранные в букеты живые цветы, чтобы окружить себя Красотой и защитить от превратностей современного мира.


    
 


Пейзажист Николай Дочкин пишет сухие цветы...

- Ну да, потому что он в пожилом возрасте...
- Разве? Но ведь не только это...

 

Сухие и живые цветы

1

И, конечно, мастерская Николая Дочкина должна была быть особенной. В ней, несомненно, кроме предметов, необходимых для живописи, как и у других художников, были вещи неожиданные, казалось бы, странные, однако, ярко характеризующие индивидуальность хозяина. Так, гость мастерской сразу обращал внимание на букеты сухих цветов в простых вазах и трехлитровых банках посреди большого стола в центре комнаты. Стол был рабочим и использовался как для временного складирования всевозможных бумаг, папок, прочитанных книг и журналов, так и для приготовления пищи. А цветы – они были в разное время подарены и теперь красиво засохли, образуя в центре стола некий многокрасочный букет, которым хозяин дорожил и не любил, когда дотрагивались.

Эти цветы были Художнику необходимы. Однажды, он сделал для себя открытие, что именно такие, существующие в своей Вечной Форме, Цветы несут новую, более глубокую эмоциональную и смысловую нагрузку. Также, имея особую пластику и приглушенный цвет, сухие цветы открывают художнику большее количество полутонов и оттенков. Они звучат как утонченная мелодия для флейты, которую исполняет сама Природа. А художник слышит и видит её.

И ещё. В связи с приглушенностью собственной окраски, сухие цветы способны принимать большее количества цвета из окружающего мира, - предметов, находящихся рядом. Они также очень реагируют на освещенность помещения, в котором находятся, особенно на прямые солнечные лучи. И вот так, работая в мастерской, художник Дочкин невольно наблюдал, рассматривал свой букет, и картины, одна за одной, складывались в его голове.

И первой работой, родившейся у Художника, была картина «Цветы увядшие» ( к/м 67х52), написанная в 1982 году, ещё до того, как он начал держать сухие цветы в мастерской постоянно. Тогда Дочкин показал её на ближайшей персональной выставке, чем вызвал одобрение и интерес у одних и недоумение у других - неожиданностью темы, - красотой увядших цветов. Для него самого, главного критика собственного творчества, картина, несомненно, получилась и была очень значима.

 

"Цветы увядшие" 

1982 г. км 67х52

 

Она написана в манере Рембрандта: темный фон полотна – и освещенный букет в коричневой вазе на синем столе. Пластическое решение букета соответствует «сухости» цветов; но цвет, - яркие всплески охры из темноты, усиленные контрастом синего, оживляют увядший букет, заставляя зрителя всматриваться, рассматривать, сопереживать этой Вечной Красоте, которая остается в цветах, сухих розах, и после увядания. Весь строй работы, умело найденные пластическое и колористическое решения, талантливое исполнение делают картину убедительной и особенно интересной: ведь Художник сумел показать Вечную Красоту Цветов, поместив увядший в вазе букет в Пространство благородной старины, воссозданное характерными оттенками темных тонов. Поэтому и сами цветы - благородны, содержательно весомы и, одновременно,.. легки, изысканны и бесконечно живописны.

 

2

Другой работой Мастера, где он использует сухие цветы, было большое квадратное полотно «В мастерской» (х/м 100х100), написанное в 2010 году. Показанное на ряде выставок, оно оценено искусствоведами как «достойное больших музеев». Картина, несомненно, замечательная! Здесь автор изобразил своё Пространство, свой «Дом», выстроившийся, сложившийся за многие годы работы в нём, так, что он стал очевидным выражением его внутреннего мира, отражением его глубинного существа. И это воссоздано гармонией прозрачных полутонов, пластикой струящихся вверх линий и… чем-то нематериальным, - ВОЛШЕБСТВОМ ЭНЕРГИИ ВДОХНОВЕНИЯ!

 

«В мастерской»

2010 г. х/м 100х100

 

Обобщенное, чуть приглушенное письмо занавески и книжных полок на заднем плане картины - сквозисто, легко, пронизано светом, Оно выгодно оттеняет стоящий в центре стола букет сухих цветов.

Этот букет написан совсем иначе: золотистым камертоном - в картине, в Пространстве мастерской; звучащим фитилём горящей свечи - для Художника. На цветы падает Природный солнечный свет из окна, зажигая, поддерживая горение, мерцание, искристость. Цветы люминесцируют. А воздух, воздух Пространства, делает их невесомыми. И весь букет как будто горит на конце свечи, парит в своём светящемся стеклянном сосуде и одновременно стоит на столе среди разбросанных в порыве вдохновения карандашей, мелков, красок, книг, главенствуя, возвышаясь над ними. И это Возвышение столь изящно, нежно и воздушно, столь изысканно и утончённо, - сколь скромно, смиренно, сдержанно и… эмоционально, ярко, сильно, как Душа и Сердце Художника, автора, создателя этого полотна.

 

3

 

«Цикламен и сухие цветы»

2012 г. км 59х70

 

И ещё одна работа Николая Дочкина с сухими цветами, одна из последних. Она написана в 2012 году и носит название «Цикламен и сухие цветы» (км 59х70). Интересна история создания этой картины.

На день рождения, в подарок, Художник получил цикламен в горшочке - необычно яркого, алого цвета. Цвет был так интенсивен и притягателен, что не просто радовал глаз, восхищал, но и, сбивая гармонию Пространства, будоражил, не давая покоя. Он явно просился на холст.

Пару дней Художник к нему присматривался. А потом вдруг, как бы между делом, написал "Цикламен и сухие цветы" - как рассказ о роли цветка алого, яркого горящего цвета.

Он стоит на переднем плане, чуть впереди от сухого букета. Он молод, горяч и действенен. Букет из сухих цветов, в стеклянной вазе, - чуть слева от него, чуть подальше, вглубь. Букет сверху чуть изогнулся, наклонился в сторону цикламена, - должно быть, чтобы принять энергии алого цвета. И вот уже сухие соцветья алеют, и стебелькам роз добавляется охра. И чудесно сверкают сухие цветы близ яркого цикламена, - особенно изысканно и благородно, - наполненные опытом мудрости книг, картин,.. опытом жизни. Всё это поддерживает, стоит за спиной молодого и крепкого цикламена. У него ещё нет своего опыта; он лишь на старте жизни, созданной сухими цветами. Но он силен и решителен в своей молодости…

Цветы взаимодействуют. Они заряжают и поддерживают друг друга…