ОБ ОДНОЙ КАРТИНЕ Н.В. ДОЧКИНА
«Версия»
Когда такой серьёзный и глубокий художник, как Дочкин, говорит, что он каждый день делает для себя открытия, да ещё и желает всем того же, - к этому следует отнестись особенно внимательно. За кажущейся простотой откровения здесь стоит непрестанное изучение жизни всеми доступными художнику способами – от эмоционально-чувственного восприятия до философских раздумий, - всё неизбежно связано между собой. И как результат изучения, действительно, художнику открывается новое видение, без чего, по его же мнению, невозможно развитие человека, нет прогресса.
Так появляются картины, совершенно неожиданные для пейзажиста Дочкина, однако, очень правильные, нужные, актуальные. И зрители видят, что в который раз «удивил всех Дочкин», и с интересом рассматривают новое. Каждый думает о своём. Позвольте и мне, как человеку, близко знающему художника, сказать несколько слов по поводу живописного полотна под названием «Версия», созданного Н.В. Дочкиным в 2004 году. Оно демонстрировалось на выставке в музее им. Лизы Чайкиной, и, на мой взгляд, осталось не до конца понятым.
Картина написана как отголосок тверской миниатюры конца Х||| - начала Х|V века «Спас на престоле с предстоящими Михаилом и Ксенией Тверскими» (исполнитель тверской художник Мастер Прокопий). Одной из особенностей миниатюры является образ Христа. Это Христос - творец жизни. В нём нет ни грозности, ни недоступности, а только творческое вдохновение; это образ покровителя созидателей. Такая трактовка Спаса была особенно близка тверичанам. Она нравилось и самому Михаилу Тверскому, заказчику этой миниатюры. А искусный Мастер Прокопий великолепно справился с заданием.
Блестящая по исполнению и красоте миниатюра приковала внимание художника Дочкина, которому особенно импонировал сам Христос. Он начинает работу над своей картиной «Версия» - для своего времени, чувствуя и интуитивно понимая важность момента истории для сегодняшних дней.
«Версия» 2005 г., х/м, 168х150
На первый взгляд «Версия» может показаться странной, ибо в ней нет той самой «человеческой» красоты, которая сразу останавливает глаз в миниатюре: лик и лица обобщены или даже как будто «сняты». Однако, фигуры, и прежде всего, боковые – Михаил и Ксения Тверские – прекрасно узнаваемы: цветом одежды, наклоном или поворотом головы, разворотом корпуса. Здесь всё то же место моления, что и на миниатюре: трёхглавый собор, предположительно отождествляемый с тверским Спасским собором.
Однако, обобщенность лиц предполагает иную трактовку. Внимательно вглядевшись в образ Христа, мы не увидим царственного трона, на котором сидит Спас на миниатюре. Вместо него - спускающаяся до подиума зелёная мантия как символ вечной жизни; а рядом толпятся люди и всё живое, созданное Богом на Земле.
Художник как бы «приподнимает» изображение, показывая взгляд сверху, - Божественный взгляд на Мироздание. Христос безлик, ибо Он нематериален, Он есть Дух, Возвышенный и Вездесущий. Он во главе всего, и Он в каждом из нас, ибо Человек – есть подобие Божье. Поэтому так жадно внимают люди Божьему Посылу, исходящему Чистым Светом, Светом Добра и Любви.
Думаю, именно в момент написания картины «Версия» у художника Дочкина и родилась фраза, теперь отпечатанная на его гранитной плите «Творчество – посыл в будущее».
Фресковая манера письма, в которой выполнено полотно, предполагала изысканную приглушенность и прозрачность красок, а также должную обобщенность, - всё как нельзя лучше отвечало замыслу автора, придавая особую святость изображению: так писали великие мастера античности в храмах. Наряду с этим для такой живописной среды была и своя очевидность: ведь мы имеем дело с Безмерным, Бесконечным Пространством. Поэтому лишь контурно, намёком – едва различимы люди, а то и просто хаосом линий написаны живые существа.
Нельзя не сказать несколько слов и о колористическом решении картины: ведь Дочкин – художник цвета. В работе он бережно повторил все краски миниатюры, сохранив тем самым стоящие за ними символы. Ярко красный цвет подиума, энергично написанный, сразу бросающийся в глаза на переднем плане, - будоражит сознание. Это цвет животворной энергии, любви; символ Воскресения – победы жизни над смертью. И не случайно всё живое собралось именно вокруг красного подиума, внемля незримому Посылу Христа. С красным соседствует зелёный – мантия Бога, символизируя вечную жизнь. Красное и зелёное, а также изысканные пурпурные оттенки в одеждах боковых фигур говорят об их царственном происхождении. Охристые штрихи картины напоминают о царстве Божьем. Но всё же самый главный здесь цвет – белый, цвет чистоты и святости. Он струится из книги-экрана, светится в ореоле, просвечивает в одеждах - исходит от самого Христа; им проникнуто всё Божественное пространство…