ФОТОГРАФИИ, ОДЕТЫЕ В РАМКИ
"Разбор"
- название дал Художник,
стараясь выделить и определить
место каждому фотомоменту своей
жизни
В перерывах между написанием картин художник Дочкин собственноручно делал рамки, «одежду», для своих работ, и не только для живописных. С возрастом, особенно, он всё чаще и настойчивее старался «одеть» и отдельные фотографии, выбирая из моря нащёлканных кадров далеко не случайные. «Так никогда не затеряются, и не выбросят», - объяснял он несведущим.
А сведущие понимали, что, несомненно, он стремился оставить для памяти самое важное из своей жизни: то, о чем другие не знали, или чего просто не замечали. Так, одетый в рамку одним из первых памятник матросу – единственная большая скульптура, выполненная Николаем Дочкиным в период службы в морфлоте, по заказу командования. И несмотря на то, что позировал ему товарищ-морячок, формы и пропорции тела, а также зоркий взгляд, устремленный в пространство, твердый и одновременно мягкий жест руки – напоминают его собственные, - так что приходит мысль о том, что уже в начале творческого пути художник изваял образ, которому следовал всю свою жизнь. «Скульптура и сейчас, должно быть, стоит, - я её крепко сделал», - однажды сказал он.
Дочкин «одевал» для памяти фотомоменты, важные не только для него, но и для всех людей, любящих и ценящих искусство. Теперь они – архивная редкость, ушедшие в прошлое события нашей истории культуры. И, прежде всего, это фотопортрет с учителем И.Т.Синяковым, основателем и первым директором детской художественной школы в г.Калинине (Твери). Любовно оформленная фотография «ученик – учитель» говорит о многом: редко кто фотографируется с педагогом крупным планом и хранит этот снимок всю жизнь. Фотография молодой «троицы» - Н.Дочкин, Б.Запруднов, Вс.Солодов, – занимавшейся оформлением интерьеров общественных зданий города, тоже расскажет историю. Здесь они сняты в кукольном театре за работой, получившей премию и высокую похвалу главного «кукольника» страны С.Образцова, сказавшего, что с такими художниками этот театр теперь на втором месте после его собственного.
Чем бы ни занимался Николай Дочкин, - оформлением интерьеров или станковой живописью, - всё было ярко, креативно и всегда высокохудожественно. Именно по этому принципу выбраны им фотографии членов семьи: его самого, разговаривающего по телефону, дочери Полины, жены Татьяны. В портретах, парадоксальным образом, пойманы, прежде всего, те особенности характера каждого, которые он сам хотел видеть. И такая художественность, приближенная к живописности, особенно дорога автору. А ещё для него дороги и значимы фотографии тех, кто с ним не всегда рядом, но прочно живёт в его душе и памяти (групповой портрет с семьёй сына на выставке в Абрамцево).
Осталось внимательно рассмотреть «одетые» в рамки фотографии самого художника – это значит понять, как он видит себя, самого… Особенный, всегда отличающийся от других, выделяющийся из толпы… Чем? Серьёзным и очень глубоким проникновением в окружающий мир, - качеством, так необходимым для творчества… Стоит лишь посмотреть на фотографию в рамке Художника, «ушедшего» в созерцание иконописной картины, - снимок, сделанный в залах Русского музея.
|
|
Скульптура в Североморске, выполненная молодым Николаем Дочкиным, - памятник надежному и доброму защитнику морских берегов Родины
|
Фотография с учителем И.Т.Синяковым, бережно хранимая всю жизнь
|
3 молодых художника – Н. Дочкин, Б.Запруднов, Вс.Солодов,– создавшие уникальное оформление интерьера городского кукольного театра, –высокохудожественную работу, которая, к сожалению, недооценивается в наши дни |
Разговор (так назвал фотографию сам художник)
|
Портрет дочери Полины | Портрет жены Татьяны |
На выставке в Абрамцево групповой портрет с семьёй сына художника | Портрет художника с друзьями |
В Русском музее перед иконой |
Но понятен ли всем Дочкин? Не всем. И не всегда. Поэтому примем глубокую, давно выношенную им мысль: «Творчество – посыл в будущее» - теперь надпись на надгробной плите его памятника.