ВЫСТАВКА "Е.И. ЗВЕРЬКОВ И ЖИВОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ ТВЕРСКОГО КРАЯ"
Вливаясь в традицию лирического пейзажа, Николай Викторович Дочкин (1935 – 2015), принадлежит к следующему за Ефремом Ивановичем Зверьковым поколению русских художников. Он не только осознанно продолжает, но и привносит своё видение и понимание природы, намечая новый этап в развитии русской пейзажной живописи. Его зоркий взгляд и глубокое понимание действительности, сильная эмоциональная натура и философское отношение к жизни, сливаясь, неизменно продуцируют яркие, наполненные энергией картины, сильно воздействующие на зрителя. В отличие от фотографии, копирующей натуру, он понимает искусство пейзажа как обязательное создание художественного образа, - передачи эмоций, чувств и, главное, особой мысли художника, мысли большой, общечеловеческой правды. Свою идею, мысль, он выносит в название картины, предлагая зрителю отправную точку для понимания образа.
***
Образность живописных картин Н. Дочкина
Я бы никогда не стал показывать работы, если бы работал в одном ключе… Каждая работа должна быть явлением…
Для меня Природа – это наша среда, это наша колыбель, в которой мы существуем. Я через пейзаж могу выразить все свои,.. все человеку присущие качества, все переживания: от великого восторга до великого, может быть, испуга. Вот мы говорим о грустном и о весёлом, о великой какой-то радости, великом восторге…
Фактически, мы живём в Раю: вот цветы, зелень, трава, деревья, Солнце, река… это же чудо! Из какого-то семечка вырастают удивительные цветы… Как на них можно смотреть равнодушно?!
Только задача художника не делать муляж, а делать образ. Вот как из слов рождается образ, так из красок должен рождаться тоже образ, художнический образ,.. не копия, не слепок. Художник не может все травки передать, все листики… А вот рождается какой-то образ: пластический образ, цветовой образ… сколько светлого, сколько тёмного, сколько холодного, сколько тёплого. Когда все эти качества найдены в процессе работы, тогда получается произведение искусства. Борьба тёплых и холодных тонов выковывает среду в холсте…
Николай Викторович Дочкин
Народный художник РФ
Среди картин тверских художников, представленных на выставке «Е.И.Зверьков и живописные традиции Тверского края», полотна Н.В.Дочкина отличаются особой образностью, содержащей в себе, каждая, как отдельную интересную мысль, так и единственно соответствующий ей эмоционально-колористический и пластический способ выражения, всегда уникальный и характерный для этого художника. Работы Дочкина на выставке, не смотря на то, что были взяты произвольно, образуют определённую ступень, находясь на которой автор оказывает немалое воздействие на Мир и Пространство, в котором мы существуем, а также, конкретно, на пространство выставки. Они вносят разнообразие, образуют свою и вливаются в общую творческую атмосферу, помогают, поддерживают и, главное, эмоционально и энергетически зажигают, - совсем так, как это делал сам Художник при жизни.
Картин Дочкина на выставке 5, и о каждой будет свой отдельный рассказ, ибо ни одна не похожа на другую, - ни по мысли, ни по исполнению.
Палисадник
1970г. к/м 70х100
И первая картина, с которой стоит начать, - это «Палисадник» (1970г. картон/масло 70х100), - яркое большое полотно, помещённое не в самом светлом, маленьком зале рядом с талантливыми и чуть грустными работами Николая Комиссарова, друга Николая Дочкина. Мощная энергия цвета распустившихся садовых цветов буквально врывается в зал силой восторга Художника от той красоты, которую он видит на клумбе. Палисадник написан на фоне старого серого забора-штакетника, за которым виднеется мрачноватый дом с тёмным окошком, - всё это контрастирует с освещёнными солнцем крупными, яркими соцветиями, усиливает ощущение радости, восторга, ликования и восхищения Художника той необыкновенной Красотой, которую дарит людям Природа. Намеренно увеличенные цветы, как и большие размеры самой картины, превращают камерную идею цветущего палисадника в большую, общечеловеческую, громко звучащую мысль о значимой роли Красоты в жизни людей. И «Красота спасёт мир!» неизбежно приходит на ум. Это одна из ранних работ Художника, демонстрирующая его яркий талант и неоспоримое мастерство.
В другом зале, рядом друг с другом, повешены две небольшие работы «среднего» периода творчества Мастера. Одинаковые по размеру, они выглядят как дорожные картинки впечатлений автора, перенесённые на холст. Темы и идеи их – предельно различны.
Осенний шелест
1993г. х/м 64,5х44
Работа «Осенний шелест» (х/м 44х64,5) написана в 1993 году. Это яркая ветреная осень, срывающая последнюю листву с полуобнажённых деревьев. Ветер треплет высокую пожелтевшую траву на берегу ручья, заставляя её клониться. И она стелется в разные стороны, - шелестит, шелестит,.. увядая. Но мажорный живой ручей, не такой уже тёплый, как летом, весело стремится вперёд и вперёд, даже как будто радуясь разыгравшемуся ветру и яркому прохладному солнцу. И гонит осень облака на небе, облака нежестких, мягких тонов!.. Не так ли бежит наша жизнь? Не так ли порой несётся человек по ней – на ветру, гонимый, швыряемый в разные стороны, и всё же держащийся, устойчивый, бодрый и, порой, даже радующийся препятствиям.
Эхо времени
1988г. х/м 44х64,5
Картина «Эхо времени» ( х/м 44х64,5), созданная в 1988 году, в противоположность «Осеннему шелесту», минорна. И минорна она, прежде всего, своей идеей, чётко отраженной в названии, - «Эхо времени». Да, время изменяет: изнашивает, разрушает. И это - очевидный, поверхностный смысл картины, заставляющий кого-то сожалеть об ушедшем, а кого-то недоумевать и даже раздражаться, задавая вопрос, зачем такой хороший художник написал эти развалюхи. А он их написал с удивительно нежным и бережным отношением к ним, - и в этом объяснение необыкновенной живописности картины. И эта «чрезмерная», прямо-таки пугающая живописность протестует против поверхностного восприятия полотна и образует глубинный авторский план. Это не эхо из прошлого, а то, что изменившись под грузом лет, существует сейчас. Это старики, многое пережившие, слабые, немощные теперь, часто неспособные что-то починить, наладить жизнь. И автор показывает их дома, их лица весной, когда только сходит снег и особенно видны и морщины, и разные неполадки быта: полуразрушенный забор у дома, брошенная скамейка у сарая, рассыпанные дрова, отсутствие какой бы то ни было твердой деревенской дороги, рыхлый неубранный снег, хаотично торчащие палки, прошлогодняя солома…
...и неподстриженный, вольно разросшийся куст, - слабый, нежный, просыпающийся под весенним солнцем, полупрозрачный и удивительно многоцветный. Также многоцветны и разноцветны все строения с их стенами и крышами, и у каждого своё лицо: свой сложный цвет и особая пластика. И многоцветен повалившийся забор, - как доминанта незащищённости и многих прошедших лет.
На какую же реальность опирается Художник, невольно демонстрируя многокрасочность? А только всё очень старое, просуществовавшее много лет, несёт на себе сложный, богатый цветовой отпечаток времени, наряду с потёртостью и изношенностью: ветхие крыши и стены строений, старческие морщины и пятна, - всё это необыкновенно живописно, потому что хранит опыт и память о прожитой жизни. Таким образом, художник Дочкин цветом, а вернее, многоцветьем, вольно-невольно полностью соответствует заложенной им в работу глубинной идее. И нигде, ни одним мазком, не кривит душой. И по всем правилам живописного текста такому многоцветью соответствует почти монохромное, однако, тоже сложное по цвету небо, - для выделения, большей выразительности крыш. И снег…
...но снег, покрывающий светлым пятном весь передний план, быть может, ещё более многоцветен и многокрасочен, – по идее Художника. Ведь он тает, - а значит тоже старый, переживший зиму..! И пересекает снег уже видимая полоса оттаявшей земли. Взрыхлённая и небрежная, необработанная и неприглаженная, она уже выглянула из-под снега… И в целом минорное полотно Художника имеет заключительное мажорное разрешение: ведь для кого-то эти строения очень привлекательны, потому что похожи на прекрасные сказочные домики ранней весной. Так велика перебивающая всё Красота многоцветья и живописности; так невольно слышна бравурная нота Всепобеждающей Весны!
Практически все работы тверских художников на выставке посвящены сельскому пейзажу, деревенскому или даже крестьянскому. Но две картины Николая Дочкина, объединенные одной темой, мы назовём светским пейзажем, так как автор через Природу передаёт дух светского общества, ощущения и чувства людей высокого сословия. Художник стремится посмотреть на пейзаж их глазами и одновременно увидеть в нём их черты. Здесь Дочкина интересуют натуры талантливые, образованные; именно их творческую лабораторию, их внутренний мир исследует автор, создавая свои полотна. Он хочет приобщиться к ним и непременно открыть что-то новое для себя. И таким человеком является для Николая Дочкина Александр Сергеевич Пушкин.
Берново
1982 г. 89х93
Картина «Берново» (1982г. х/м 89х93) носит название местечка в Тверской губернии, куда не раз приезжал поэт в семейство Вульфов - погостить, отдохнуть, набраться вдохновения. И у художника Дочкина - это удивительно поэтичный, романтический вечерний пейзаж, - взятый чуть сверху вид на хорошо ухоженный, как бы многоярусный парк с пригорками-холмами, тропинками-дорожками на переднем плане и широкой, просторной дорогой вдалеке. Тонкий месяц освещает эту дорогу, зажигает осенние деревья-свечи, и горят они торжественно, язычками пламени, освещая путь и приглашая гостей в имение. А ярусом ниже, за аллеями деревьев, спрятанное от прямого взора, в холмах, блестит озерцо; отражается, чуть дрожит всё тот же месяц в синей прохладной воде. Во всём - утончённость, изысканность… А если долго смотреть на картину и вглядываться, вдруг начинает казаться, что это вовсе уже не парк, - а пространство бала с танцующими, и дамы с кавалерами то и дело выходят к воде – вздыхать, восхищаться и любоваться на дрожащий месяц… Таково необыкновенное мастерство художника Дочкина!
Царский тракт
2003г. х/м 80х100
Картина «Царский тракт» ( 2003г. х/м 80х100 ) написана много позже, но тоже относится к светскому пейзажу. Это удивительно красивое, глубокое по мысли полотно создано зрелым Мастером. Его главная особенность – в большой степени обобщённости, к которой невольно обращается Художник, изображая ощущение движения по дороге, тракту, когда лошадка несётся вперед и снежная пыль из-под полозьев саней и с неба застилает глаза. Во время быстрой езды не всегда можно рассмотреть детали мелькающих по сторонам предметов, а лёгкая вьюжка разрешает всё видеть лишь сквозь пелену. Однако, нетруден путь: живо бежит лошадка, хоть и едва видна из-за снега… Снега много: толстым слоем лежит он на переднем плане, - очевидно, на поле; он накрыл и возок, и крыши малых домов, и больших строений, и часть купола церкви, возвышающейся над всеми, оставив нетронутой самую маковку. Перемежаясь с постройками, стоят зимние прозрачные деревья, - в инее и чуть тоже в снегу. Природа - в гармонии и тишине, как это бывает зимой. И только выбранный Художником цвет, - приглушенно-красноватый, золотисто-охристый, холодновато-синий и зелёный, - цвет русской государственности, божественных икон, - заставляют картину звучать по-царски, - высоко, светски и очень духовно!
***
Создавая живописные образы, Н.В. Дочкин использует самые различные художественные приёмы: от пластических до цветовых. Обычно, он заранее их продумывает, намереваясь воплотить уже готовую идею. Однако, во время работы Художник так глубоко и полно входит в создаваемый им образ, что рука сама находит единственно правильное решение для поставленной задачи. Бесконечный интерес к жизни, непрерывный поиск новых тем и идей в совокупности с особым творческим процессом обеспечивают непохожесть, разнообразие его образов. А преданность и честность в искусстве делают его картины особенно убедительными.
Татьяна Андреевна Малькевич, жена художника
Филолог, член ассоциации искуствоведов.