ПУТЕШЕСТВИЯ И ПОЕЗДКИ
Поездка на Байкал
«Ну можно я к тебе прилечу, - звонила я Николаю Дочкину осенью 1987 года на Байкал, где он работал на пленэре. – Отменю все свои дела, сяду в самолёт – и прилечу!» «Ну как ты? – озадаченно говорил он. – Я же весь день пишу, а живу в маленькой комнатёнке, и она уже вся пропахла красками… Тебе даже не отдохнуть…» Я хорошо понимала, что он работает и сосредоточен, и нельзя мешать, но всё равно звонила,.. Должно быть, чтобы как-то разрядить свою эмоцию и, одновременно, поддержать нашу общую, так необходимую и для него.
… Полетела на Байкал много позже, почти 30 лет спустя, через год после его ухода из жизни. Я хотела пройти и проехать по тем самым местам, где он, казалось, вот только что был, писал; хотела увидеть всё своими глазами; возможно, почувствовать то, что чувствовал он, и, если удастся, поймать его настроение, угадать его мысль.
Остановилась в посёлке Листвянка в отеле «Дом творчества» , на горе, - там, где в советское время была Творческая дача художников. Теперь здесь никто не работает, да и мало кто отдыхает: все хотят поселиться внизу, поближе к удовольствиям – рыбному рынку, прогулочным катерам, корейским барам и китайским ресторанам. Я, казалось, буду жить в отеле одна, но нет: каждый вечер прямо с аэродрома сюда приезжали китайцы, - на полдня, чтобы отдохнуть, оглядеться, примериться, а потом дальше в путь, - на Москву! Я видела, как большой нелепый автобус, еле разворачиваясь, полз по серпантину дороги… среди сказочного русского леса!
Байкал с художественной точки зрения интересовал исключительно меня. Для советских художников в те далёкие дни прямо у Творческой дачи была оборудована смотровая площадка, откуда можно было писать Байкал, вытекающую из него Ангару, могучие горы и небо, - бескрайний Небесный купол над Землёй и над головой, кажущийся отсюда, с вершины горы, таким близким и таким бесконечно далеким… Свои первые работы на байкальском пленэре Николай Дочкин сделал именно здесь.
Исток Ангары 1987г. хм 27х72
Голубой Байкал 1987г. 38х59 хм
Несколько дней я изучала окрестности, - ближние и дальние, - самостоятельно и в составе организованных групп, пешком и по воде, на надежном корабле и маленькой частной лодчонке, которая чуть не перевернулась, когда поднялась волна. Да, Байкал шутить не любит, но чем серьёзнее он, тем интереснее, тем больше дарит эмоций и предлагает открытий. В пути я то и дело «узнавала Николая Дочкина», удивляясь и радуясь тому, что вижу и нахожу то, за чем приехала.
Старый катер 1987 г. 51х59 хм
Вот катер, как будто выскочивший на берег, - «Старый катер» - есть картина Николая Дочкина, - отслужил, а теперь стоит, глубоко западая в душу. Сибиряки относятся к своим судам трепетно: они не отвозят их на слом, а оставляют у Байкала на приколе, выражая любовь и уважение долгой преданности друга. И уж кому, как не служившему моряком Дочкину, чувствовать и понимать это! И в совокупности с картиной «Дом бакенщика», - хозяином дома, живущим в изоляции ради важной и нужной работы, - это рассказ о Русской Душе, её цельности и верности. Недаром, одним из любимых слов Художника было - «верный», - что означало для него не только «преданный», но и «единственно правильный».
Багряные леса Байкала 1987 г. 47х54,5 кхм
Дорога на Иркутск 1987 г. 53х72 кхм
Просматривая байкальские полотна Художника, я видела, казалось, не покидающее его состояние ощущения необыкновенной, особенной красоты здешней Природы, которое усиливало осеннее время года. «Багряные леса Байкала», «Дорога на Иркутск» - эти работы есть, прежде всего, восхищение Художника цветом Природы, восторг от осеннего волшебства Пространства. Николай как бы специально демонстрирует необычную яркость и сочность красок, порой экспериментируя, сочетая её с холодными тонами Байкальских вод.
Октябрь на Байкале 1987 г. 52,5х55,5 кхм
Серебристый день 1987 г. 48х55,5 км
Однако, среди картин можно увидеть и пейзажи, похожие на виды средней полосы, - золотистые и серебристые тона, - такие родные и милые сердцу Художника. Все они необыкновенно красивы. Именно подчеркнутой Красотой цвета автор стремится, прежде всего, воздействовать на зрителя, наслаждаясь сам и глубоко понимая, что в живописи это, возможно, самое главное.
Закат на Ангаре 1987 г. 52х87 км
Туча над сопками.Заволокло. 1987 г. 47х71,5 км
Необычные, переходные состояния Природы – любимая тема Николая Дочкина. И видно на холсте, как самозабвенно, всё тщательно соизмеряя, доводя до совершенства как цвет, так и линию, он пишет свет от уходящего за гору солнца или небо, несущее на сопку тучу. Такие Природные преображения Пространства особенно волнуют Художника, а вместе с ним и зрителя, предполагая вопросы. Откуда появился розовый отсвет на воде? Почему исчезла из вида сопка? И хотя каждый знает на них быстрые ответы, применительно к полотнам Дочкина они кажутся примитивными, ибо глубина проникновения и тонкость восприятия, сильная эмоция, творческая энергия и талант выводят мысль автора далеко за пределы Земного Пространства, куда-то в Космические дали… И вместе с тем, остаются пейзажи, написанные в полной земной гармонии, Божественном равновесии, что создаёт их особую Красоту. И по мнению Художника, эта Красота – есть лучшее воздействие на зрителя… Я много раз переживала закаты и рассветы; наблюдала, как реагируют горы, вода на перемены погоды. И всякий раз моё восприятие, моя мысль улетали высоко в Пространство, подчиняясь дирижёрской палочке Художника. Казалось, я слышала его…
Деревня Никола на Ангаре 1987г км 60х80
В последний день пребывания на Байкале я вышла, наконец, к деревне Никола, так любовно написанной Мастером. Всё те же могучие горы в осеннем багрянце, занимающие почти весь задний план картины, и развернувшаяся перед нами деревня, прильнувшая, уютно устроившаяся под ними; горы как будто защищают её. И падают лучи солнца на людские постройка слева. Простираются чёткие тени от крыш и заборов - справа. И стоит в центре домик, лицом к зрителю, с распахнутыми глазами-оконцами и, довольный, кажется, счастливо улыбается осени, теплу, жизни…
Современная деревня Никола теперь другая. Вряд ли она существует в единстве и гармонии с горами: отделена от них какими-то рвами и трубами. В ней также есть деревенские домики, но, кажется, новоделы, приглашающие туристов отдохнуть в сибирской глубинке. Здесь много разных музейчиков, - очень интересных, частных, – развивающийся малый бизнес. Среди них в одном из домиков я нашла местную картинную галерею с байкальскими пейзажами и с удовлетворением увидела, что местным художникам увы! далеко до мастерства Николая Дочкина… И всё же оставалось ещё что-то, самое важное, впереди… Пошёл дождь, ненадолго, и мне пришлось переждать его тут же, в галерее. А когда он закончился, выглянуло солнце, и я вышла на улицу,.. то увидела то самое главное, зачем я сюда пришла, - новую, недавно появившуюся здесь, перенесённую из недоступного для людей места, деревянную церковь с блестящими на солнце куполами – церковь Св.Николая, покровителя моряков и путешественников… Я уже шла к ней, и она, омытая дождём, теперь вся горела на солнце… Тщательно обходила лужи… И в зеркале одной из них вдруг увидела ту же самую церковь Николы, только отраженную с Небес… Я почувствовала, что хранима…
Свято-Никольская церковь в деревне Никола
***
Байкальская серия работ на персональной выставке Н.В. Дочкина в Галерее пейзажа им. Е.И. Зверькова 2017/2018 (заметка №4)