Николай Викторович Дочкин (1935-2015)

Народный художник РФ. Почетный гражданин Тверской области
Суббота, 27.04.2024

ПОЕЗДКА В ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ

20 мая 1987 года я ехала в Переславль Залесский, на творческую дачу им.Кардовского, где в то время находился Николай Дочкин, - к нему, на день рождения. Помню: пересадка с электрички на автобус, вокзал в Переславле и сразу – огромные купола соборов, над которыми в небе птицы, стаи птиц… Потом мы шли по плоской асфальтированной дороге, среди полей одуванчиков, и он, возбужденный и радостный, всё рассказывал о Переславле…

…С ним всегда было бесконечно интересно, и я, желающая тогда видеть в жизни только особенное, получала здесь этого сполна, да ещё самого высокого качества, - поскольку оно было - дочкинским: найденным там, где никто другой никогда не мог бы увидеть. Его жизнь состояла из нескончаемого числа открытий, его личных открытий, о которых другие даже не догадывались. Но вот он показал, - и ты входишь в это, понимая, - и сразу получаешь огромное удовольствие; потому что входишь в его ощущения, чувства, мысли, - в ту жизнь, которой он живёт; разделяешь её и тоже становишься счастливой. «Я счастливый человек», - скажет он под конец своей жизни… На даче мы, едва перекусив, сразу отправились смотреть Переславль, - вернее, Николай ринулся показывать, а я – последовала за ним. Про город он, конечно, многое знал: читал, уже сходил в местные музеи, просто бродил по улицам, наблюдал, фотографировал. Он водил меня по самым ему полюбившимся местам, и они – с виду обычные – сразу становились и моими любимыми: чудесными и очень значимыми. Мы рассматривали виды - с холмов и пригорков; любовались – яркой толпой домов и квадратными огородами; церквями, выступающими из деревьев; горизонтом с лимонным закатом; виляющей просёлочной дорогой, ведущей к Плещееву озеру. Смеркалось. Спускалась прохлада… А в воздухе дурманяще пахло сиренью! Николай фотографировал… … Утром, чуть свет, я увидела главную картину, выполненную здесь, на даче, - натюрморт «Букет белой сирени в кувшине». То был настоящий шедевр. Он был написан мастерски: энергично, размашисто, цельно, - как будто двумя-тремя мазками кисти; и, одновременно, - тонко, прозрачно, нежно… Меня поразило в полотне всё: цветы, сам кувшин, спадающая драпировка, даже тень от кувшина и задник. Я отчетливо видела и чувствовала художника очень большого таланта; однако, по своему обыкновению, считала нормальным и даже естественным иметь такого близкого друга. А вскоре я пригласила в его мастерскую своих преподавателей-профессоров посмотреть работы художника Дочкина. И не столь щедрый на похвалы проф. Богин про сирень сказал так: «Да, это большая удача!», - поселив и утвердив в моём сердце гордость за автора. Сейчас я понимаю, что тогда, действительно, было чем гордиться… А Дочкин не унимался. На следующий день он заказал круговую экскурсию по здешним монастырям и соборам, на машине на несколько дней. Поехали. Я плохо помню конкретные события и места, где мы были. В сознании мелькали храмы, - большие и поменьше; ухоженные, обновленные и совсем старые, требующие ремонта, реставрации. Николай как-то особенно радовался, когда видел храм в строительных лесах. Он его обязательно фотографировал, а потом писал. Для него реставрация храмов имела большое значение –как возвращение человека к духовности. Именно так он это понимал. И с удовольствием делал фото меня на фоне ремонтирующегося собора. Стоя у одной из церквей, мы долго слушали колокольный звон. На Николая он произвел столь сильное впечатление, что он заявил: « И приехали мы сюда ради этого звона, а теперь возвращаемся». Несмотря на несколько дней пути, ночёвки в простых деревенских избах, я не устала, - напротив, чувствовала себя обновленной и наполненной энергией – от церквей и, несомненно, от самого Николая Дочкина, - как всегда, восторженного, неугомонного, предлагающего всё новые и новые идеи. На даче Кардовского он показал мне ещё пару пейзажей самого Переславля. Мне всё нравилось. Я отмечала на них особенности, про которые он мне так интересно рассказывал, хвалила. Но по-настоящему увидеть, понять и проникнуться ими - я смогла лишь намного позже, потом. …Но тогда я почувствовала и справедливо, правильно подумала: «Как же хорошо быть художником, настоящим художником! Можно всегда дышать свободно и всё время любить!»