Николай Викторович Дочкин (1935-2015)

Народный художник РФ. Почетный гражданин Тверской области
Пятница, 29.03.2024

ОФОРМЛЕНИЕ ФОЙЕ ТВЕРСКОГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

20 МАЯ 2019 ГОДА

К 84 ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.В. ДОЧКИНА

 

В 70х годах прошлого века в Твери ( Калинине) для гостей города проводилась особенно интересная экскурсия под названием «Творцы прекрасного». На ней гости знакомились с творчеством местных современных мастеров, демонстрирующих своё уникальное, самобытное умение; творчество их запоминалось надолго. Это были и изделия тверских кружевниц, вышивальщиц, и мастеров деревянной игрушки, художников по кости, металлу. Особое внимание приковывали к себе выразительные интерьеры общественных зданий, выполненные тремя известными живописцами - Николаем Дочкиным, Борисом Запрудновым , Всеволодом Солодовым. Среди их оформительских работ - монументальная художественная роспись в фойе кукольного театра - самая главная. Здесь же и большие деревянные куклы для детей, - герои русского фольклора, вырезанные теми же авторами. Оформление оказалось настолько значимым, - как по своему размаху, масштабу, так и по глубине мысли, мастерству исполнения, что приехавший на открытие «главный кукольник страны» Сергей Образцов, необычайно высоко оценив сделанное, сказал, что с такими художниками этот кукольный театр теперь занимает второе место, после его, образцовского. Так что, совсем не случайно в наборе гостевых открыток, выпущенных отделом по туризму в 70х годах, был вид интерьера тверского кукольного театра – монументальная художественная роспись во всю стену фойе и образцы малой деревянной скульптуры, - всё исполнено молодыми тверскими художниками, ставшими впоследствии Н.Дочкин – Народным, Б.Запруднов и Вс.Солодов – Заслуженными. Эта их работа тогда была одной из визитных карточек города.

 

Фойе кукольного театра - визитная карточка города

 

…Как всегда, увлеченно приступая к работе, художники наметили себе чёткий план и программу, которые учитывали и особенности детского мировосприятия, психики, и своеобразие поставленной задачи. Им предлагалось расписать главную стену в фойе, - ту, на которую сразу падал взгляд при подходе к зрительному залу, - лаконичными фрагментами сцен из сказок с участием любимых детских героев. Итак, в центре росписи авторы поместили семерых богатырей («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина) с огромными белыми конями, нетерпеливо бьющими копытами в ожидании своих седоков. Дюжие добрые молодцы смиренно и мягко кланяются нежной красавице царевне. Эти герои всегда были образцами для мальчишек и девчонок; примером было и отношение героев друг к другу; - всё ярко передано через пластику, цвет, энергетику росписи. Справа от богатырей - взмахнувший шляпой, таинственный и хитрый Кот в сапогах, - учивший людей мудрости. А слева – лихой Конёк-Горбунок, мчащий Ивана по жизни. Главные персонажи других сказок были распределены по всей стене последовательно: так сказать, в художественно-смысловом порядке, - никто и ничто не забыто. Во всём была особая продуманность, своя логика, - всё было эмоционально, ярко и играло большую воспитательную, образовательную роль.

 

Работа художников над росписью. На снимке: Б. Запруднов и Вс. Солодов.

Н. Дочкин их фотографирует

 

Увлечённые работой художники всегда оставляли своеобразный автограф, как память об авторах для потомков. На этой росписи они изобразили себя царевичами, - каждый готов запустить стрелу в поиске своей возлюбленной. Стрела Н. Дочкина явно упала в болото, что читается по цвету его кафтана, - зелёному, «лягушачьему».

 

«Автографы» художников на росписи: три царевича, готовые послать стрелы в поисках своих возлюбленных

 

Кроме замечательной росписи, художники делали ещё и деревянных кукол – вырезали сказочных героев славянского фольклора. Смысл и цель этой работы состояли в том, чтобы дети были максимально приближены к русской культуре, хорошо знали её. Самой большой из кукол была настоящая деревянная скульптура - славянский Бог Солнца – Ярило, «освещавший своими лучами весь сказочный лес», - фойе кукольного театра. Деревянные куклы были некрашеными, что тоже носило особую смысловую нагрузку. Одни – светлые, радостные, нежные; другие, живущие больше в ночное время, - как, например, сова, - темнее. Но особенно интересная находка была в скульптуре Ярило: голова его, прикреплённая к коре старого дерева, смотрелась как Солнце, встающее над лесом.

 

Николай Дочкин и Всеволод Солодов ваяют Бога Солнца Ярило

 

Уже изготовленные деревянные русские красавицы. Борис Запруднов - среди них

 

Вот таким замечательным должно было быть фойе кукольного театра. Оно таким и было. Оформление создавало особую, сказочную обстановку в фойе, - подготавливало детей к восприятию спектакля. А в антрактах – помогало хорошо отдохнуть: побегать и поиграть с лесными жителями и героями любимых сказок.

…Но времена меняются. Теперь на росписи висят портреты актёров, загораживая, таким образом, уничтожая весь смысл, всю идею, вложенную в произведение искусства. Исчез из театра Ярило – не встаёт больше Солнце над волшебным кукольным лесом!..

В администрации театра обещали, что роспись в своей первозданности вновь появится после капитального ремонта театра. Ждём…