Николай Викторович Дочкин (1935-2015)

Народный художник РФ. Почетный гражданин Тверской области
Воскресенье, 22.12.2024

МЫ ЖИВЕМ В НЕГАРМОНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


    Художник, - любой художник, - призван беспокоиться о создаваемом людьми пространстве, его Гармонии и Красоте.
Ибо только в таких условиях человек может правильно жить, свободно развиваться и плодотворно работать. Закон 
Гармонии - всеобщий; отклонение в любую сторону грозит пагубными последствиями во всём, и главное - изменением
в сознании человека. Изменившись, человек теряет способность правильно видеть и мыслить - и, как следствие, создаёт искажённую, дисгармоничную действительность.
    К сожалению, мало кто понимает это...

    Я привожу здесь статью, напечатанную в одной газете около 7 лет назад. Поскольку тираж был небольшим,
мало кто знаком с содержанием. С тех пор многое изменилось,.. но основные выводы и призывы сегодня звучат
ещё громче!!! 

 

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ С НИКОЛАЕМ ДОЧКИНЫМ

    Город наш необыкновенно красив. Наши далёкие предки выбрали великолепное место для жизни - три реки, высокий берег, прекрасное сообщение с другими городами. Поэтому Тверь развивалась как торговый центр, купеческий, а значит, богатый и влиятельный. Ещё в древности отмечали красоту города, А уж когда матушка Екатерина послала лучших своих архитекторов восстанавливать Тверь после пожара, стал наш город таким, что императрица оценила его как самый красивый после Петербурга. Сейчас многое из того, что составляло красу Твери, утрачено (мы всегда были безалаберны и нерачительны к своим богатствам), но центр города, его планировка, которая ставит его в один ряд с такими городами, как Петербург и Версаль, остался. И быть бы ему таким, каким он был при Казакове и Росси, хранить бы как зеницу ока уникальную архитектуру, да тут приспело нам наш новый мир построить, а значит, надо посносить церкви, монастыри, один из которых - Отроч - был не просто культовым зданием, а местом, где творилась история нашего государства, а еще всякие буржуйские дома. Зачем нам на центральной улице, которую никак не переименуют из Советской в Екатерининскую, прелестный уголок со сквером и маленькой кирхой? Снести все и построить архитектурного монстра, в котором раньше располагался обком Коммунистической партии, а сейчас Законодательное Собрание. Последним безобразием стало водворение в пространство Советской площади конной скульптуры, призванной прославлять тверского князя Михаила, которого от великого знания истории и русского языка обозвали ЯрослаВОвичем. Не послушались историков, художников, архитекторов, жителей Твери, которые просили не нарушать гармонии пространства площади и поискать для изваяния другое место. Кстати, памятник вождю мирового пролетариата тоже нарушает строго выверенные пропорции площади. Ну не планировалось на них никаких монументов. Что же, как говориться, что выросло, то выросло.

    Речь сейчас пойдёт о другом. Встретились мы недавно с Народным художником России Николаем Дочкиным, разговорились о родном городе, о том, что с ним происходит, Николай Викторович предложил прогуляться по историческому центру Твери, посмотреть и поснимать её достопримечательности в том виде, какими они предстают перед нами сейчас. К счастью, прогулка была до снегопада, который засыпал то, что мы увидели.

    Итак, отправная точка путешествия - улица Серебряная (какое счастье, что не нашлось никакого местночтимого революционера для переименования и улице оставили это чудесное имя), где находятся мастерские наших художников, Первой остановкой стала знаменитая «рюмка», несостоявшаяся гостиница, которую начали строить аж к Олимпиаде 1980 года. Не функционирует она и сегодня, и будет ли выполнять этот дом какие-нибудь функции, кроме подпорки для антенн и ретрансляторов на крыше, никому не известно. Да и ладно бы, если бы не мерзость запустения, которая царит вдоль забора, который, похоже, остался с тех же олимпийских времен прошлого века. Вся эта «роскошь» хорошо видна с улицы Вагжанова (вот бы вернуть ей её исконное имя - Ямская), по которой въезжают в наш город со стороны Москвы. Таких «визитных карточек» мы нашли так много, что, боюсь, все не перечислить, Дальше идём на Волгу, туда, где начинается наша знаменитая набережная. Проходим вторую городскую больницу, которой заканчивается главная улица города. Когда-то прелестный уголок с аллеями, уютным садиком с цветником. Сегодня нет никакой изгороди, все разрушено, одно из зданий пустует. Во что превращается пустующее здание, известно, кто забыл, не поленитесь сходить на перекрёсток Новоторжской и Трехсвятской и полюбоваться зданием бывшей гостиницы «Волга». Идём дальше на берег Волги. Грязь несусветная, свалки мусора, которые никто не убирает, может быть, потому что они стихийные, просто наш народ привык бросать под ноги все, что не нужно. Но есть у меня одно наблюдение, с которым вы, я думаю, согласитесь: человек не кинет бумажку туда, где изначально чисто. А на свалку бросай сколько хочешь, она для того и свалка. Интересно, куда девались дворники, за которыми закреплена территория? Кто из городских властей контролирует санитарное состояние города? Свалка и на берегу напротив областной детской больницы - это просто вопиющее безобразие. До строительства нового корпуса больницы неподалёку был небольшой зелёный скверик со скульптурой Юрия Карпенко, которую он подарил городу после знаменитого скульптурного плейера. Сейчас там месиво грязи, плитка, которая покрывала дорожки, бесследно исчезла, а строители поставили в сквер свои вагончики - бытовки. Строительство закончилось, запустение осталось. Восстанавливать никто ничего не собирается.

     Выходим на набережную - лучшее, что есть в Твери. Волга, напротив впадающая в неё Тверда, прекрасное место, раздолье. Но первое, что видишь, пробелы в чугунной решётке - побольше, поменьше. Может быть, это сняли, чтобы заменить новой, как обещали, но так, одной-двумя ячейками, не снимают для реставрации, так, скорее всего, разворовывают. Дачи у нас есть, да и вторчермет работает 24 часа в сутки.

     Недалеко от здания Законодательного Собрания стоит стела, на которой написано, какой наш город красивый и замечательный. Читаешь этот панегирик, написанный чиновниками самим себе на радость, и встают перед глазами загаженный волжский берег в самом центре города, разваливающиеся дома, десятилетиями «украшающие» областную столицу. Есть ли у нас в городе главный художник, главный архитектор? Наверное, нет, хотя, видимо, в платёжной ведомости дважды в месяц кто-нибудь расписывается.

     Обидно, потому что те, кто родился и вырос в этом городе, помнят его другим: может быть, не таким большим, как сейчас, но чистым, зелёным, уютным.

     Есть у Николая Дочкина ещё одна печаль - уничтожение того, над чем трудились художники 30-40 лет назад и что сегодня не потеряло своей эстетической ценности.

     Когда была построена гостиница «Турист», в Союз художников поступил заказ на оформление вестибюля создание декоративного панно в экстерьере. За выполнение его взялись три тверских художника - Николай Дочкин, Борис Запруднов и Всеволод Солодов. Декоративное панно и зеленый газон перед ним встречали тех, кто входил в город со стороны железнодорожного вокзала. Орнаментальное панно - пластичные красивые рельефы, очень украшающие не только стену гостиницы, но и въезд на проспект Чайковского. Панно сохранилось, но то, что с ним сделали теперешние владельцы торговых точек и самой гостиницы, - полное варварство.

      Удивительно обошлись с оформлением пространства театра и наши кукольники. Расписывали новый, только что построенный кукольный театр, руководил которым тогда знаменитый Ильвовский, те же художники: Дочкин, Запруднов, Солодов. Задача перед ними стояла нелёгкая. Надо было создать такую роспись, которая подготовила бы маленьких зрителей к восприятию сцены, своего рода, увертюру к спектаклю. Надо было показать ребятишкам, что они пришли в сказку, и встречают их сказочные герои, о которых они хорошо знают и, может быть, увидят их в представлении. А пока они ещё не ожили, их можно рассмотреть со всех сторон. На лестнице встречало маленьких зрителей огромное, вырезанное из куска дерева солнце - Ярило, большое и доброе. Тогда, через несколько лет после открытия кукольного театра, к нам съехались на свой конгресс лучшие кукольники, и то, как был расписан театр, как решён его интерьер в целом, вызвало у них восторженные отзывы. Об оформлении нашего кукольного театра в 1978 году писал журнал «Декоративное искусство». Великий Сергей Образцов хотел пригласить наших художников для выполнения оформительских работ в Московском театре кукол. С тех пор прошло достаточно много лет. Росписи прекрасно сохранились, но замысел художников потерял смысл, опять-таки, потому что новые хозяева театра не удосужились подумать над тем, как не утратить маленькое чудо, сделанное для детей талантливыми художниками. Прямо по росписям набили гвозди и повесили портреты артистов театра. Слов нет, портреты нужны, но разве нет возможности сделать так, чтобы они не портили росписей, чтобы идея, заложенная художниками, не пропала. Возможностей таких масса, просто нужно приложить усилия, подумать. Скамейки не должны стоять вплотную к росписям, потому что они «зашаркаются» спинами, это совершенно очевидно, но в фойе по периметру стен стоят скамейки. Опять-таки, наплевательское отношение к работе художников. Рядом с дверью поставили кофеварку, а для пустых стаканчиков стоят два ведра. Такие ведра не украсят и самые потайные уголки, а фойе - это лицо театра. Дело не в вёдрах, а в том наплевательском отношений к тем, кто приходит окунуться в сказку, - к детям, а это непозволительно.

     Нельзя жить, присваивая себе право распоряжаться тем, что сделано до нас. На свои места все расставит время, все живое и талантливое, что было сделано, должно остаться. Можно приумножить, но нельзя разрушать. Мы очень часто говорим о своей любви к городу, к тому месту, где мы родились, но чаще всего это не более чем сотрясение воздуха, как говорил Гамлет: «Слова, слова, слова». Можно сколько угодно ругать начальство, которое не просто не выполняет своих обязанностей, но иногда способствует тому, что город теряет свое лицо, но хорошо бы вспомнить и другое - кто их выбирал, чьи налоги идут на их очень нехилые зарплаты, что мы сами сделали, чтобы заставить их работать как должно, чтобы на месте свалок появились цветники, скверы, чтобы чище стал воздух.

     Мы с Николаем Викторовичем Дочкиным прошлись по маленькому кусочку исторического центра Твери, Честно скажу, было очень горько и обидно. Надо что-то делать. Срочно. Давайте думать вместе, потому что именно вместе мы - сила.

Нина КУЗНЕЦОВА


 
 

               2.

    Художник Дочкин очень чуток к изменению Пространства мира; его поздние пейзажи - "Вымирание" и "Городской пейзаж" - тому подтверждение. Честность и искренность выражения, рождающие истинность, делают его работы особенно убедительными. В них нет лживых придумок и дешёвых эффектов; есть мир, - такой, какой он сейчас есть. Конкретный, в то же время абстрактный, он проникнут глубокими философскими раздумьями... и одновременно, - яркий, оптимистичный - за счёт новой Красоты его палитры.

 

Вымирание, 2012 г. 72х95

 

Городской пейзаж, 2012 г.