Николай Викторович Дочкин (1935-2015)

Народный художник РФ. Почетный гражданин Тверской области
Суббота, 27.04.2024

ОСЕННИЕ ОБРАЗЫ МАСТЕРА

    ...

Часть 1. Несказанная, Божественная, Сквозистая Красота

За околицей. Лукино 1991г. хм 38х58

Небо осенью дышало 2001г. хм 40х50

Ещё не сорвана последняя листва 2000г., хм 50х45

    Мажорный день 2000г., хм, 55х70

Открывает ворота околица на просторы полей и лесов, на пространство осеннего неба. Оно, это небо, ещё синее и яркое по-летнему, но уже надвинулось на землю грядами идущих туч и веером, закрывшим Солнце. Но лучи всё равно сквозят и, зажигая землю, заставляют сверкать первую осеннюю желтизну («Небо осенью дышало»). Но вот высокое дерево на переднем плане: оно разогнало тучи и всполохом ярких искр выскочило в Пространство. Торжествуя в небе, оно горит над полями, над осенним лесом, над всей Землёй («Ещё не сорвана последняя листва»). И ярким, мажорным ощущается такой день, когда все деревья вобрали в себя волшебство Небесного Светила и ликуют, радуются своей красе, создавая удивительно приподнятое настроение очарования и восторга от осенней Природы («Мажорный день»).

Багряная осень 1997г. хм 60х88

Ритмы осени 2000 г., хм 50х60

  Высокие деревья 2000г., хм 55х70

  Падающие листья 1993г. хм 46х65

В горящее золото осени неизбежно вплетается яркий багрянец, добавляя свой неизменный пурпур Природе («Багряная осень»). И звучит всё вокруг особой Мелодией - Музыкой - со многими ритмами, переданными цветом и виртуозностью мазка («Ритмы осени»). И застыли в восторге деревья, слушая эту музыку. Но прибавляется серебра, холодка ветра – и меняется музыкальный ритм; по-другому ложится мазок Художника. И вот уже закружились, полетели осенние листья на землю, и не только мастерски написанные, но и настоящие, прилипшие к полотну, - так и остались на холсте («Падающие листья»).

 

 

 

 

В мокром осеннем парке 1993г. хм 46х58

Красота осени. Мостик 1995 г., хм 40х50

 Розовое облако 2000 г. хм 16,4х19

 Опушка леса 2002г., хм 50х60                   

Многокрасочна и утонченна сквозистая осень в Природе. И в который раз удивляешься таланту Мастера, умеющему воссоздать музыкальную целостность картины из множества разнообразных мелодий – каждая со своей пластикой и цветом, - чтобы в конечном счёте получить мокрую сквозистость почти безлистного парка с едва различимым домом, гуляющими людьми , серебром ступенек и кусочком голубого неба, просвечивающего издалека («В мокром осеннем парке»). Все картины этого ряда – поразительные образы, тончайшие, полупрозрачные, акварельные, как сама осень; возникшие в богатой фантазии Художника и, одновременно, совершенно оправданные. В картине «Красота осени. Мостик» удачно найденная некоторая размытость изображения собирает в общую гармонию все элементы картины, включая воду и воздух, и вместе с особым пластическим решением делает траву, кусты и листву на деревьях шелковистыми, нежными и податливыми. А в работе «Розовое облако» мы вслед за Художником стараемся увидеть, нечто воздушное в сквозистости осеннего леса, выполненного полупрозрачными красками, взятыми отдельно, перетекающими одна в другую, смешенными; небо, - чуть голубее, но в тех же тонах; и маленькое розовое облачко, едва видимое, за лесом. «Опушка леса» - это та же прозрачность Природы с отдельными золотыми и рыжими цветовыми всплесками; и почти сбросившие листву деревья, неизменно тянущиеся ввысь.

        Осенний пейзаж  1994 г., хм 51х70

Торжок. Осенний альбом 1993 г., км 19х24,5

Последние лучи осени 2000 г., хм 35х55

Колорит осени 2004г. хм 50х60

«Осенний пейзаж» - это город с домами, церковью и колокольней, природным водоёмом, - увиденный через деревья. Это одна из находок автора. Здесь присутствует мысль о гармоничном единстве Природы и Человека, которая прослеживается в картине на всех её изобразительных уровнях – от пластического до эмоционально-колористического. И, наконец, «Торжок. Осенний альбом» - удивительный вихрь подхваченных ветром листьев и трав - осенних красок, - удачно найденное, необыкновенно выразительное решение образа. Название полотна «Последние лучи осени» наполнено глубоким, обобщенно-философским смыслом. Вечерние лучи Солнца, освещая пышное убранство осеннего леса на заднем плане, смягчают его и, простираясь вперёд, ближе к зрителю, Божественным светом разливаются по шелковистому, ещё тёплому ковру осенней земли. Пережитое Художником настроение от одного осеннего вечера перерастает в раздумье о сотворённой Богом особенной Красоте Природы в период постепенного ухода, Прощания – для понимания ценности уходящего и крепкой памяти о ней…

И все краски осени, все её движения и звуки, её Солнце и Небо – всё сошлось в одном земном букете – как воплощение всех эмоций, полученных от созерцания Божественной Красоты. И выражением этих эмоций стала многокрасочность цветов и трав, собранных воедино, - поющих, гласящих о Несказанной, Сквозистой Красоте.

 

Часть 2. Грусть, Смятение, Тревога

 

 Пора отлёта птиц 1976 г. х/м 112х120

Поля опустели 2000г. хм 40х60

  Светлый день осени 1998г. хм. 25,5х27     

Осенний наряд 2003г. км 28,5х43,5

Всё меньше листьев на деревьях, всё больше туч на небе,  клубами наваливающихся на Землю, 
грозящих холодом, ветрами и дождём. Синим, ранним осенним утром собираются птицы в стаи, они
готовы к отлёту.Опустели поля и леса, открылось Пространство, затихнув в немом ожидании перемен. Сбросил одежды лес, оставив лишь самую малость листвы.Он стал, как паутинка, прозрачная вуаль, через которую просвечивают приглушенные краски Природы. Обнажён и оголён нерв; всё вымело, выдуло, - вылетело; всё будто выскоблено ("Осенний наряд").

 

 Отроги Валдая 2008г. хм. 83х112

Красота увядания 2000г. хм. 40х60

Последнее золото. Кашин 1994г. км. 19х27,5

 Не слышно пения птиц 1987г. хм 46х55

И то же - "Отроги Валдая": выбеленные поля; белёсая, сухая, ломкая трава; сквозистые  кустарники,
отдельные деревья, леса; - и редкие всполохи ярких листьев. Грустная живописность пейзажа.
Но Художник откровенно любуется Красотой увядания осенней Природы, находя в ней свою особую
гармонию и мягкость, умиротворенность, тишину ("Красота увядания"). Эта особенная тишина духовна и возвышенна. Поэтому не случайно среди уже сбросивших листья деревьев появляется Храм, вторящий осени; он благостен и торжественен ("Последнее золото. Кашин").
Тишина. И нет других звуков в Природе ("Не слышно пения птиц").

 

 Октябрь. Митино 1993г. хм 40х58

Бурный день 1999г. хм. 27х40

После осеннего торжества 1999г. хм 31х50

Торжок. Осенний альбом 1993г. бм 17,5х24

Гуляют холодные ветры по обнажённой опустевшей земле, клонят деревья, гонят по небу рваные тучи. Продувает Душу, холодит Сердце ("Октябрь. Митино"). Волнуются Душа и Сердце, радуясь последним всплескам ярких красок лесов, живописности осеннего неба. Многоцветные тучи носятся в разные стороны и, кажется, мечутся, словно пойманные звери, оставляя ощущение смятения и тревоги ("Бурный день"). А когда утихает ветер и поднимается Небо в бледных полосках желтых лучей, открываются глазу останки осенней Природы - словно на поле брани после жестокой битвы ("После осеннего торжества"). Но ненастье и непокой надвигаются вновь и, отражаясь от Неба  в воде, занимают, пронизывают самый воздух и всё Пространство ("Торжок. Осенний альбом").

Туча 2000г. хм 30х40

Кашин. Церковь Иоакима и Анны 1993г. км. 19х24,5

      Тверца. Митино 1993г. хм 30х40

 Солнце октября 1993г. хм 47х60

Ужасом наползает чёрная туча, тяжёлыми складками укладываясь на Небе. И в полумраке дня тревожной свечой полыхает клён, докрасна накаляя осеннюю землю ("Туча").Но серебрится домик часовни, остужая, утешая, успокаивая плоть ("Кашин. Церковь Иоакима и Анны")... Неумолимо продолжается осень, повторяясь всплесками тревожных эмоций, прочно поселившихся в Пространстве. И если появляется Солнце, оно кажется тоже тревожным и почти зловещим, освещая сухие выбеленные остовы деревьев и формируя серые тени. Но всё же там, за белёсым пугающим лесом, чуть виднеется, возвышается над ним, маковка церкви, - охраняя и успокаивая... ("Солнце октября").

Унылая пора 1995г. км. 19х24,5

     Осень.Кашин 1997г. км. 25х34,5

Пасмурно 1983г. км. 18,5х24,5

           Холодно 1992г. хм. (19,5х27)

Идёт унылая пора - без листьев и без трав - в унисон тонко чувствующей Человеческой Душе, всегда 
ожидающей благотворных перемен. И Художник, стараясь всегда поддержать эту Душу, вновь находит Красоту и в унынии, и в оборванности, и в нелепой оголённости Пространства, помогая неизменной церквушкой, колокольней, -  особенно живописной, необычного, затейливого вида - вдалеке. Она удивляет и радует глаз, придаёт задворкам  старого деревянного дома радостное, мажорное звучание ("Осень. Кашин"). Но небо пасмурно. Набухло небо. В воздухе пахнет дождём ("Пасмурно"). И идут уже первые холода, заморозки, когда застывают камыш и кустарник, и блестит на реке вода первым, ещё осенним льдом ("Холодно").

Ноябрь 1999г. хм. 50х60

Последнее тепло 1993г. хм 33х47

      Последние листья 2013г. хм. 50х60

Предчувствие холодов 2002 г. хм. 30х40

Переменчива погода: то моросит дождь, а то вдруг открывается Свет, разъяснивается, поднимается Небо. Тогда теплые лучи Светила чуть-чуть согревают Землю. И всё, что есть на Земле, - леса и луга, вода и воздух, - всё сверкает. Но это последнее, самое последнее тепло ("Последнее тепло"). И деревья с последними листьями, которые вот-вот слетят от ветра, расступаются, открывая вид  на белоснежный светящийся Храм на той стороне водной дороги. Храм -  всепрощающий, уже зовущий...
 В Душе и на Сердце, в Природе, в Пространстве - тревожное  предчувствие больших холодов...

 

***

Часть 1. Несказанная, Божественная, Сквозистая Красота

 

За околицей. Лукино 1991г. хм 38х58

 

Небо осенью дышало 2001г. хм 40х50

 

Ещё не сорвана последняя листва 2000г., хм 50х45

 

Мажорный день 2000г., хм, 55х70

 

Багряная осень 1997г. хм 60х88

 

Ритмы осени 2000 г., хм 50х60

 

Высокие деревья 2000г., хм 55х70

 

Падающие листья 1993г. хм 46х65

 

В мокром осеннем парке 1993г. хм 46х58

 

Красота осени. Мостик 1995 г., хм 40х50

 

Розовое облако 2000 г. хм 16,4х19

 

Опушка леса        2002г., хм 50х60 

 

Осенний пейзаж 1994 г., хм 51х70

 

Торжок. Осенний альбом 1993 г., км 19х24,5

 

Последние лучи осени 2000 г., хм 35х55

 

Колорит осени 2004г. хм 50х60

 

 

Часть 2. Грусть, Смятение, Тревога

 

 

 Пора отлёта птиц 1976 г. х/м 112х120

 

Поля опустели 2000г. хм 40х60

 

 

Светлый день осени 1998г. хм. 25,5х27

 

Осенний наряд 2003г. км 28,5х43,5

 

 Отроги Валдая 2008г. хм. 83х112

 

Красота увядания 2000г. хм. 40х60

 

Последнее золото. Кашин 1994г. км. 19х27,5

 

Не слышно пения птиц 1987г. хм 46х55

 

 Октябрь. Митино 1993г. хм 40х58

 

Бурный день 1999г. хм. 27х40

 

После осеннего торжества 1999г. хм 31х50

 

Торжок. Осенний альбом 1993г. бм 17,5х24

 

Туча 2000г. хм 30х40

 

Кашин. Церковь Иоакима и Анны 

1993г. км. 19х24,5

 

Тверца. Митино 1993г. хм 30х40

 

 Солнце октября 1993г. хм 47х60

 

Унылая пора 1995г. км. 19х24,5

 

Осень.Кашин 1997г. км. 25х34,5

 

Пасмурно 1983г. км. 18,5х24,5

 

 Холодно 1992г. хм. (19,5х27)

 

Ноябрь 1999г. хм. 50х60

 

Последнее тепло 1993г. хм 33х47

 

 Последние листья 2013г. хм. 50х60

 

Предчувствие холодов 2002 г. хм. 30х40

 

 

***

Фильм "ОСЕННИЕ ОБРАЗЫ МАСТЕРА"

(в разработке) 

 

***

"Осенний пейзаж с часовней" Н.В. Дочкина (для внука)

Пейзаж с придорожной часовней был подарен новорожденному внуку художника Ринату, имя которого означает «заново рождённый», «возрождённый»: ведь он появился на свет близ памятной даты, спустя три года, когда Бог, наконец, решил вернуть Художника в свои Пенаты как выполнившего Миссию на Земле. Подарок не был случайным. Он, как святая икона, указывал младенцу праведный путь в предстоящей земной жизни.

…Яркий лесной пейзаж расцвечен многообразием красок – осенних уборов деревьев, растущих вдоль дороги. И тут же, при дороге, выглядывая из-за них, - чудесная небольшая часовня, Бог знает, откуда взявшаяся и кем только построенная. Она, деревянная, - в полной гармонии с лесом, с его осенним горением. И только остроконечный купол её особенный: он, окрашенный в холодные тона воздуха, тянется вверх, в Пространство, увлекая за собой, поднимая растущие на Земле леса; и деревья, внемля Божественному Зову, тоже тянутся вверх, волшебно посылая Небу свою Красоту и тепло Земли. И Художник, ведомый Природой, прокладывает, простирает мазки к Небесам; мазки, наполненные энергией душевной святости, которую получает путник в часовне.

И видна близ часовни дорога, дорога земных, темноватых тонов; но светится в ней тот же купол часовни, и то же Небо с глазами Богов…