ОСЕННИЕ ОБРАЗЫ МАСТЕРА
...
Часть 1. Несказанная, Божественная, Сквозистая Красота
За околицей. Лукино 1991г. хм 38х58 |
Небо осенью дышало 2001г. хм 40х50 |
Ещё не сорвана последняя листва 2000г., хм 50х45 |
Мажорный день 2000г., хм, 55х70 |
Открывает ворота околица на просторы полей и лесов, на пространство осеннего неба. Оно, это небо, ещё синее и яркое по-летнему, но уже надвинулось на землю грядами идущих туч и веером, закрывшим Солнце. Но лучи всё равно сквозят и, зажигая землю, заставляют сверкать первую осеннюю желтизну («Небо осенью дышало»). Но вот высокое дерево на переднем плане: оно разогнало тучи и всполохом ярких искр выскочило в Пространство. Торжествуя в небе, оно горит над полями, над осенним лесом, над всей Землёй («Ещё не сорвана последняя листва»). И ярким, мажорным ощущается такой день, когда все деревья вобрали в себя волшебство Небесного Светила и ликуют, радуются своей красе, создавая удивительно приподнятое настроение очарования и восторга от осенней Природы («Мажорный день»). |
|||
Багряная осень 1997г. хм 60х88 |
Ритмы осени 2000 г., хм 50х60 |
Высокие деревья 2000г., хм 55х70 |
Падающие листья 1993г. хм 46х65 |
В горящее золото осени неизбежно вплетается яркий багрянец, добавляя свой неизменный пурпур Природе («Багряная осень»). И звучит всё вокруг особой Мелодией - Музыкой - со многими ритмами, переданными цветом и виртуозностью мазка («Ритмы осени»). И застыли в восторге деревья, слушая эту музыку. Но прибавляется серебра, холодка ветра – и меняется музыкальный ритм; по-другому ложится мазок Художника. И вот уже закружились, полетели осенние листья на землю, и не только мастерски написанные, но и настоящие, прилипшие к полотну, - так и остались на холсте («Падающие листья»). |
|||
|
|
|
|
В мокром осеннем парке 1993г. хм 46х58 |
Красота осени. Мостик 1995 г., хм 40х50 |
Розовое облако 2000 г. хм 16,4х19 |
Опушка леса 2002г., хм 50х60 |
Многокрасочна и утонченна сквозистая осень в Природе. И в который раз удивляешься таланту Мастера, умеющему воссоздать музыкальную целостность картины из множества разнообразных мелодий – каждая со своей пластикой и цветом, - чтобы в конечном счёте получить мокрую сквозистость почти безлистного парка с едва различимым домом, гуляющими людьми , серебром ступенек и кусочком голубого неба, просвечивающего издалека («В мокром осеннем парке»). Все картины этого ряда – поразительные образы, тончайшие, полупрозрачные, акварельные, как сама осень; возникшие в богатой фантазии Художника и, одновременно, совершенно оправданные. В картине «Красота осени. Мостик» удачно найденная некоторая размытость изображения собирает в общую гармонию все элементы картины, включая воду и воздух, и вместе с особым пластическим решением делает траву, кусты и листву на деревьях шелковистыми, нежными и податливыми. А в работе «Розовое облако» мы вслед за Художником стараемся увидеть, нечто воздушное в сквозистости осеннего леса, выполненного полупрозрачными красками, взятыми отдельно, перетекающими одна в другую, смешенными; небо, - чуть голубее, но в тех же тонах; и маленькое розовое облачко, едва видимое, за лесом. «Опушка леса» - это та же прозрачность Природы с отдельными золотыми и рыжими цветовыми всплесками; и почти сбросившие листву деревья, неизменно тянущиеся ввысь. |
|||
Осенний пейзаж 1994 г., хм 51х70 |
Торжок. Осенний альбом 1993 г., км 19х24,5 |
Последние лучи осени 2000 г., хм 35х55 |
Колорит осени 2004г. хм 50х60 |
«Осенний пейзаж» - это город с домами, церковью и колокольней, природным водоёмом, - увиденный через деревья. Это одна из находок автора. Здесь присутствует мысль о гармоничном единстве Природы и Человека, которая прослеживается в картине на всех её изобразительных уровнях – от пластического до эмоционально-колористического. И, наконец, «Торжок. Осенний альбом» - удивительный вихрь подхваченных ветром листьев и трав - осенних красок, - удачно найденное, необыкновенно выразительное решение образа. Название полотна «Последние лучи осени» наполнено глубоким, обобщенно-философским смыслом. Вечерние лучи Солнца, освещая пышное убранство осеннего леса на заднем плане, смягчают его и, простираясь вперёд, ближе к зрителю, Божественным светом разливаются по шелковистому, ещё тёплому ковру осенней земли. Пережитое Художником настроение от одного осеннего вечера перерастает в раздумье о сотворённой Богом особенной Красоте Природы в период постепенного ухода, Прощания – для понимания ценности уходящего и крепкой памяти о ней… И все краски осени, все её движения и звуки, её Солнце и Небо – всё сошлось в одном земном букете – как воплощение всех эмоций, полученных от созерцания Божественной Красоты. И выражением этих эмоций стала многокрасочность цветов и трав, собранных воедино, - поющих, гласящих о Несказанной, Сквозистой Красоте. |
Часть 2. Грусть, Смятение, Тревога
|
|||
Пора отлёта птиц 1976 г. х/м 112х120 |
Поля опустели 2000г. хм 40х60 |
Светлый день осени 1998г. хм. 25,5х27 |
Осенний наряд 2003г. км 28,5х43,5 |
Всё меньше листьев на деревьях, всё больше туч на небе, клубами наваливающихся на Землю, |
|||
|
|||
Отроги Валдая 2008г. хм. 83х112 |
Красота увядания 2000г. хм. 40х60 |
Последнее золото. Кашин 1994г. км. 19х27,5 |
Не слышно пения птиц 1987г. хм 46х55 |
И то же - "Отроги Валдая": выбеленные поля; белёсая, сухая, ломкая трава; сквозистые кустарники, |
|||
|
|||
Октябрь. Митино 1993г. хм 40х58 |
Бурный день 1999г. хм. 27х40 |
После осеннего торжества 1999г. хм 31х50 |
Торжок. Осенний альбом 1993г. бм 17,5х24 |
Гуляют холодные ветры по обнажённой опустевшей земле, клонят деревья, гонят по небу рваные тучи. Продувает Душу, холодит Сердце ("Октябрь. Митино"). Волнуются Душа и Сердце, радуясь последним всплескам ярких красок лесов, живописности осеннего неба. Многоцветные тучи носятся в разные стороны и, кажется, мечутся, словно пойманные звери, оставляя ощущение смятения и тревоги ("Бурный день"). А когда утихает ветер и поднимается Небо в бледных полосках желтых лучей, открываются глазу останки осенней Природы - словно на поле брани после жестокой битвы ("После осеннего торжества"). Но ненастье и непокой надвигаются вновь и, отражаясь от Неба в воде, занимают, пронизывают самый воздух и всё Пространство ("Торжок. Осенний альбом"). |
|||
Туча 2000г. хм 30х40 |
Кашин. Церковь Иоакима и Анны 1993г. км. 19х24,5 |
Тверца. Митино 1993г. хм 30х40 |
Солнце октября 1993г. хм 47х60 |
Ужасом наползает чёрная туча, тяжёлыми складками укладываясь на Небе. И в полумраке дня тревожной свечой полыхает клён, докрасна накаляя осеннюю землю ("Туча").Но серебрится домик часовни, остужая, утешая, успокаивая плоть ("Кашин. Церковь Иоакима и Анны")... Неумолимо продолжается осень, повторяясь всплесками тревожных эмоций, прочно поселившихся в Пространстве. И если появляется Солнце, оно кажется тоже тревожным и почти зловещим, освещая сухие выбеленные остовы деревьев и формируя серые тени. Но всё же там, за белёсым пугающим лесом, чуть виднеется, возвышается над ним, маковка церкви, - охраняя и успокаивая... ("Солнце октября"). | |||
Унылая пора 1995г. км. 19х24,5 |
Осень.Кашин 1997г. км. 25х34,5 |
Пасмурно 1983г. км. 18,5х24,5 |
Холодно 1992г. хм. (19,5х27) |
Идёт унылая пора - без листьев и без трав - в унисон тонко чувствующей Человеческой Душе, всегда |
|||
Ноябрь 1999г. хм. 50х60 |
Последнее тепло 1993г. хм 33х47 |
Последние листья 2013г. хм. 50х60 |
Предчувствие холодов 2002 г. хм. 30х40 |
Переменчива погода: то моросит дождь, а то вдруг открывается Свет, разъяснивается, поднимается Небо. Тогда теплые лучи Светила чуть-чуть согревают Землю. И всё, что есть на Земле, - леса и луга, вода и воздух, - всё сверкает. Но это последнее, самое последнее тепло ("Последнее тепло"). И деревья с последними листьями, которые вот-вот слетят от ветра, расступаются, открывая вид на белоснежный светящийся Храм на той стороне водной дороги. Храм - всепрощающий, уже зовущий... |
***
Часть 1. Несказанная, Божественная, Сквозистая Красота
За околицей. Лукино 1991г. хм 38х58 |
Небо осенью дышало 2001г. хм 40х50 |
Ещё не сорвана последняя листва 2000г., хм 50х45 |
Мажорный день 2000г., хм, 55х70 |
Багряная осень 1997г. хм 60х88 |
Ритмы осени 2000 г., хм 50х60 |
Высокие деревья 2000г., хм 55х70 |
Падающие листья 1993г. хм 46х65 |
В мокром осеннем парке 1993г. хм 46х58 |
Красота осени. Мостик 1995 г., хм 40х50 |
Розовое облако 2000 г. хм 16,4х19 |
Опушка леса 2002г., хм 50х60 |
Осенний пейзаж 1994 г., хм 51х70 |
Торжок. Осенний альбом 1993 г., км 19х24,5 |
Последние лучи осени 2000 г., хм 35х55 |
Колорит осени 2004г. хм 50х60 |
Часть 2. Грусть, Смятение, Тревога
Пора отлёта птиц 1976 г. х/м 112х120 |
Поля опустели 2000г. хм 40х60 |
Светлый день осени 1998г. хм. 25,5х27 |
Осенний наряд 2003г. км 28,5х43,5 |
Отроги Валдая 2008г. хм. 83х112 |
Красота увядания 2000г. хм. 40х60 |
Последнее золото. Кашин 1994г. км. 19х27,5 |
Не слышно пения птиц 1987г. хм 46х55 |
Октябрь. Митино 1993г. хм 40х58 |
Бурный день 1999г. хм. 27х40 |
После осеннего торжества 1999г. хм 31х50 |
Торжок. Осенний альбом 1993г. бм 17,5х24 |
Туча 2000г. хм 30х40 |
Кашин. Церковь Иоакима и Анны 1993г. км. 19х24,5 |
Тверца. Митино 1993г. хм 30х40 |
Солнце октября 1993г. хм 47х60 |
Унылая пора 1995г. км. 19х24,5 |
Осень.Кашин 1997г. км. 25х34,5 |
Пасмурно 1983г. км. 18,5х24,5 |
Холодно 1992г. хм. (19,5х27) |
Ноябрь 1999г. хм. 50х60 |
Последнее тепло 1993г. хм 33х47 |
Последние листья 2013г. хм. 50х60 |
Предчувствие холодов 2002 г. хм. 30х40 |
***
Фильм "ОСЕННИЕ ОБРАЗЫ МАСТЕРА"
(в разработке)
***
"Осенний пейзаж с часовней" Н.В. Дочкина (для внука)
Пейзаж с придорожной часовней был подарен новорожденному внуку художника Ринату, имя которого означает «заново рождённый», «возрождённый»: ведь он появился на свет близ памятной даты, спустя три года, когда Бог, наконец, решил вернуть Художника в свои Пенаты как выполнившего Миссию на Земле. Подарок не был случайным. Он, как святая икона, указывал младенцу праведный путь в предстоящей земной жизни.
…Яркий лесной пейзаж расцвечен многообразием красок – осенних уборов деревьев, растущих вдоль дороги. И тут же, при дороге, выглядывая из-за них, - чудесная небольшая часовня, Бог знает, откуда взявшаяся и кем только построенная. Она, деревянная, - в полной гармонии с лесом, с его осенним горением. И только остроконечный купол её особенный: он, окрашенный в холодные тона воздуха, тянется вверх, в Пространство, увлекая за собой, поднимая растущие на Земле леса; и деревья, внемля Божественному Зову, тоже тянутся вверх, волшебно посылая Небу свою Красоту и тепло Земли. И Художник, ведомый Природой, прокладывает, простирает мазки к Небесам; мазки, наполненные энергией душевной святости, которую получает путник в часовне.
И видна близ часовни дорога, дорога земных, темноватых тонов; но светится в ней тот же купол часовни, и то же Небо с глазами Богов…