Николая Викторовича Дочкина все знают как пейзажиста.
Это расхожее и давно утвердившееся мнение. Но по определению он виртуозный строитель пространства, которое вне жанра, — пространства фантастического и до убедительности правдивого, будь то пейзажный мотив, натюрморт или сочиненная композиция.
Полвека в живописи — серьезный аргумент. И когда в новых работах появляется экспрессия, свойственная амбициозной молодежи, возраст не воспринимается как величина физическая. Тем более что за внешней раскрепощенностью всегда стоит мощный профессионализм с сотнями метров исписанного холста и — как элемент зрелости — умение не переступить через заветную грань, а замереть на придыхании и выдохнуть потом, легко, и удивиться самому и, переведя дух, не сделать это системой.
Наверное, надо многое пережить и многое перечувствовать, чтобы, постоянно сомневаясь в себе, быть уверенным, что избранный путь — единственно правильный и никакая, даже самая недоброжелательная среда, не способна повлиять на него негативно.
И дорогого стоит, когда в поисках не стиля, а жизненной правды появляется собственный стиль.
Живопись Николая Дочкина не нуждается в пересказе. Она сама — слово, но слово, положенное на музыку.
Так кажется со стороны. Со стороны молодого сотоварища по ремеслу, постоянного и часто первого зрителя.
Геннадий Самойлов
Заслуженный художник РФ